Дворец детского творчества

История возникновения, становления и развития Дворца творчества и спорта «Пионер» неразрывно связана с историей внешкольного образования детей и пионерской организации.

25 декабря 1936 года бюро Тюменского городского комитета ВКП(б) и президиум городского Совета и Городского профсоюзного совета, учитывая ходатайства комсомольских и пионерских организаций, приняли постановление об открытии в городе Тюмени Дворца пионеров. В июне следующего года в бывшем здании Клуба приказчиков тюменская детвора могла с пользой проводить своё свободное время. Около 300 ребят пришли в спортивные, технические и художественные кружки.

Сегодня на месте первого Дома пионеров стоит Тюменская государственная филармония. В этом здании ребята собирались до начала Великой Отечественной войны. В 1941-1945 гг. здесь разместился эвакуированный из Краснодара медицинский институт, а кружки были перенесены в школы.

Только в 1950 году на основании приказа городского отдела  народного образования Дом пионеров вновь возобновил свою работу. Теперь он находился на углу улиц Первомайской и Урицкого в старом двухэтажном здании. Общая площадь здания – 276 кв.м. Здесь расположились зрительный зал на 100 мест, 2 кабинета кружковой работы, 2 лаборатории и мастерские, библиотека на 206 книг. Общее количество работников по штатному расписанию  - 19,5 ставок, их них педагогов – 12 ставок. Работали 24 кружка, среди которых радиокружок, столярный, фотокружок, авиамоделирование, рукоделие, шахматы, театр, ИЗО, пение, хореография, спортивный, стрелковый, струнный. В Доме пионеров занимались 475 ребят. 

В 1953 году пионерам отдали Городской сад (ул. Республики, 9), где имелась открытая эстрада на 200 мест. Был открыт краеведческий кружок, в котором занимались 15 ребят.

В 1955 году городской Дом пионеров вновь поменял адрес и теперь находился на ул. Первомайской, 20. Здесь работали 13 кружков: радиокружок, столярный, фотокружок, авиамоделирование, судомоделирование, драмкружок, ИЗО, пение, хореография, шахматно-шашечный, краеведение и другие. Занятия посещали 534 учащихся. Количество школ и учащихся в городе постепенно росло, старый Дом пионеров уже не мог вместить всех желающих.

Поэтому было принято решение о строительстве нового здания для пионеров на месте Ленинского сада и улицы Бульварный тупик (нынешний Центр искусств и  культуры «Пионер»). В конце декабря 1958 года строительство было завершено. Общая площадь здания составила 4 844 кв.м. Здесь располагались 20 аудиторий для занятий кружков, зрительный зал на 550 мест, спортивный зал, лекционный зал, читальный зал, пионерский кабинет, игротека, стрелковый тир. 2 200 учащихся занимались в 32 кружках: драматическом, хоровом, театральном, кукольном, хореографическом, художественной вышивки, баянистов, духового оркестра, народных инструментов, ИЗО, юннатов, краеведения, кройки и шитья, горнистов и барабанщиков, умелые руки, авиамодельном, судомодельном, картонажном, токарном по дереву, радиотехническом, электротехническом, кинодемонстраторов, фотолюбителей, шахматистов, цветоделия, столярном, массовиков-затейников, спортивном, художественной гимнастики и акробатики. Здесь были созданы отделы науки и техники, художественного воспитания, массово-пионерской работы.  

В 1964 году во Дворце пионеров начинает работу спортивный отдел, открываются секции настольного тенниса, баскетбола, художественной гимнастики, туризма, волейбола, шахмат, стрелкового спорта, а также геолого-минералогический и краеведческий кружок.

В 1977 году Тюменский городской Дворец пионеров становится организационно-массовым и инструктивно-методическим центром разнообразной внешкольной работы с учащимися. Перед методическим отделом ставится задача оказывать методическую и практическую помощь завучам, классным руководителям, старшим и отрядным вожатым в решении задач комплексного воспитания.

В 1990 году в Тюменском городском Дворце творчества и юношества в 47 кружках занимались 2 778 учащихся: в художественном отделе – 1 840 воспитанников, в методическо-массовом отделе – 573 воспитанника, в техническом отделе - 365 человек. Открылись новые кружки: кукольный для слабослышащих детей на базе школы-интерната, кружок программирования, любителей собак, закон и право, картинга и радиоэлектроники.

 На основании приказа городского отдела народного образования Тюменского горисполкома от 19.09.1991 г. №180 Тюменский городской Дворец пионеров и школьников был переименован в ГОУ ДОД «Дворец творчества детей и юношества».


Владимир Иванович Ембаев

В «Пионере» есть плеяда сотрудников, которых принято называть костяком, все они многие годы своей трудовой деятельности посвятили Дворцу. Но есть среди них один человек, который поистине является легендой и не только «Пионера». Его имя знают многие в нашем регионе, практически вся его жизнь связана со славным именем «Пионера» - это человек-эпоха Владимир Иванович Ембаев.

Давайте по порядку. Семья Ембаевых волею судьбы оказалась в Тюмени в 1950 году. Переехали они сюда их Салехарда, вслед за старшей дочерью, которая поступила учиться в техникум, вышла замуж и решила остаться в провинциальном городке, где было гораздо уютнее, чем на Севере.

Вове на тот момент было 10 лет, он пошел в 3-й класс 26-й школы, которая тогда была на улице Луначарского. При школе был хор, которым руководил учитель музыки Лев Исакович Либерман, он-то и разглядел в юном вокалисте большие перспективы.

В 1951 году Вова Ембаев пришел в хор Дома пионеров. Тогда он действительно был далеко не дворцом, и располагался в старом деревянном здании, на том самом месте, где сейчас находится городская администрация.

Хор был небольшим - человек 25. Вова быстро вышел на ведущие позиции. «Видимо я был неплохим солистом, раз меня заметили и в 1954 году отправили на Кремлевскую елку в Москву», - вспоминает Владимир Иванович. До окончания школы он был примерным учеником Дома пионеров. После 10 класса поступил в Тюменское музыкальное училище на дирижерское отделение. Уже на тот момент он был известен в Тюмени, выступал практически на всех городских концертах. Успевал все – учился и работал, руководил взрослым хором Облсельхозуправления, но это было временно.

Когда он учился на последнем курсе, директор Дома пионеров, прекрасно знавшая талант Владимира Ивановича, подсуетилась и написала письмо руководству учебного заведения, чтобы Ембаева после выпуска определили работать в Дом пионеров. Так и вышло. 1 сентября 1962 года Владимир Иванович пришел уже в новое здание Дворца в качестве сотрудника и провел за дирижерским «станком» 60 лет.

«Параллельно с Дворцом я работал и на базе школ №14, 21, 26. Видимо ребятам нравилось заниматься у меня, они стали приходить в «Пионер». Коллектив очень быстро рос – 60, 80… 120 человек. Мой хор запел, да так, что на протяжении 20 лет был лучшим в городе», - поделился Владимир Иванович.

Вскоре к хору добавился хореографический коллектив, воспитанники которого исполняли танцевальные композиции под песни хора, а также народный оркестр. Худруком образовавшегося ансамбля песни и танца был избран Владимир Иванович.

«Я всегда мечтал собрать ансамбль подобный тому, что был создан народным артистом СССР Александром Васильевичем Локтевым на базе Московского дома пионеров. И вот ансамбль появился! Однако управлять такой махиной было непросто. Тогда наш ансамбль песни и танца состоял из 350 танцоров и хоровиков! Понял, что мне не хватает знаний, нужно было где-то их подчерпнуть. В 1968 году я поступил в Ленинградский институт культуры на дирижерское отделение заочно. Снова учился и работал. А хор пел все лучше!» - вспоминает герой.

В 70-годы началось активное освоение нефтяных месторождений. На тюменский север поехали со всего Советского союза, вслед за ними поехали и творческие коллективы. Хор «Пионера» выезжал во многие города, выступал перед нефтяниками со своим богатым репертуаром.

«Я очень люблю произведения композитора Юрия Михайловича Чичкова, его композиции всегда были в нашем репертуаре. Особое отношение у меня было и с военными песням. Мой отец был участником Великой Отечественной войны, после ранения он полностью потерял зрение и вернулся домой инвалидом. Поэтому каждый раз исполняя песни военных лет было трудно сдержать слезы», - с волнением в голосе отметил Владимир Иванович.

В советское время было большое количество праздников, которые праздновали в большим размахом. Одним из них был День пионерии. Его отмечали несколько дней. Однажды, как вспоминает наш герой, праздник был устроен на Центральном стадионе. За два месяца до праздника Владимир Иванович составил программу, раздал вокалистам и в день праздника он дирижировал хором из 4 000 человек, который исполнял пионерские песни под аккомпанемент четырех приглашенных оркестров.

Ансамбль песни и танца дворца пионеров получал всяческую поддержку руководства региона. Среди многочисленных наград, ему была присуждена премия Тюменского комсомола им. Алябьева.

В советское время каждый год в мае проводились отчетные концерты ансамбля на телевидении. Съемки проходили в сквере у Сельхозакадемии на улице Республики или около 16 школы.  Каждое лето лучшие участники коллектива выезжали в пионерский лагерь «Спутник» на одну-две смены отдыхать, а заодно и репетировали.

В 1976 году во Дворец пионеров пришла работать Альбина Викторовна Нурдинова, ставшая концертмейстером в ансамбле.  Вскоре от ансамбля песни и танца отделились танцоры и оркестр. Из вокалистов была создана музыкально-хоровая студия «Лира».

 «Вместе с Альбиной Викторовной мы проработали более 40 лет. Это музыкант с абсолютным слухом, мне очень повезло встретить ее на творческом пути! - отметил Владимир Иванович. – Сейчас, находясь на пенсии, я совершенно спокоен за «Лиру». Она в надёжах руках».

В 1985 году коллектив студии был приглашен в «Артек» на 60-летие всесоюзного детского лагеря. 36 мальчишек и девчонок целый месяц провели на берегу Черного моря вместе с другими творческими коллективами из Венгрии, Румынии, Польши, Испании и других стран народной демократии. Каждый вечер давались большие концерты. На празднование приезжал Михаил Горбачев, хоры пели вместе со Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой.

И это была далеко не единственная встреча со звездами. В Тюмень приезжали легенды советской детской песни композиторы Ю.М. Чичков, В.Я. Шаинский, Е.П.Крылатов, Ю.Л. Тугаринов. Все они посещали дворец пионеров, проводили с ребятами встречи, на которых пели самые любимые и всеми известные песни.

«Мы были не единственным детским хором в городе, были и другие хорошие коллективы. Но родоначальником детской песни в Тюмени однозначно является Владимир Иванович Ембаев», - подчеркнула Альбина Викторовна.

Золотым фондом студии являются ее воспитанники, в числе которых всемирно известные вокалисты Ирина Матаева (Выпуск 1988 года. Окончила Тюменское училище искусств, Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова. Солистка Мариинского театра (г. Санкт-Петербург), лауреат многочисленных конкурсов выступает на лучших оперных сценах мира),   Людмила Кафтайкина (Выпуск 1986 года. Окончила Тюменское училище искусств и Астраханскую консерваторию. В настоящее время является солисткой театра «Новая опера» в Москве) и другие.

Спустя много лет «Лира» по-прежнему остается одним из лучших вокальных коллективов города. В репертуаре студии все также часто звучат детские песни, написанные в советское время, в том числе и пионерские.

Сейчас Владимиру Ивановичу 81 год, на заслуженный отдых он ушел летом 2021 года, но очень скучает по родной «Лире» и с удовольствием приходит в гости в «Пионер», в котором провел 70 лет.

33_12.jpg33_13.jpg33_55.jpg33_54.jpg33_7.jpg33_47.jpg33_35.jpg33_45.jpg

Владимир Васильевич Зайцев

Концертмейстер Дворца творчества и спорта «Пионер» с 40-летним стажем работы в учреждении Владимир Васильевич Зайцев с детства окунулся в мир музыки благодаря отцу, который очень хотел, чтобы сын научился играть на баяне.

Впервые он взял в руки инструмент более 50 лет назад, когда папа подарил ему самый настоящий баян. На удачу, соседский мальчишка учился в музыкальной школе, он-то и рассказал и показал Вове Зайцеву, ученику 11 школы города Тюмени, азы музыкальной грамоты.
«Я старательно повторял все, чему меня учили, - вспоминает моменты своей биографии наш герой. - Стало получаться! Родители решили пристроить меня в музыкальную школу. Тогда желающих туда попасть было много, поэтому дело это было непростым. Тем не менее, меня приняли».

В школе Владимира Ивановича в числе первых приняли в пионеры, учился он примерно, был задействован в культмассовом звене школы. Как и все пионеры, он часто ездил в летние лагеря. Чаще всего бывал в «Олега Кошевого» и «Солнечном». Там его талант быстро нашел применение.

«В советское время музыканты всегда и везде были востребованы. Меня привлекали играть на линейках, утренних зарядках, конкурсах и, конечно, на спевках. Пионерских песен тогда было перепето море!» - поделился Владимир Васильевич.

После школы он поступил в музыкальное училище. Вместе с другом баянистом продолжил ездить по лагерям. Выступали дуэтом – один играет, второй - поет. Потом менялись. Во время учебы он устроился подрабатывать в танцевальный коллектив «Калинка», поработал там недолго, потом пришлось отлучиться для выполнения воинской обязанности. Направили его в группу советских войск в Германию. Служил и играл в музыкальном ансамбле песни и танца.

Вернулся в Тюмень он только спустя 4 года. «Это было сразу после Нового года. Приехал я домой и думаю «Куда же мне теперь идти работать? Середина учебного года, кто меня примет на работу? Наверняка все места уже заняты». Это было начало 80-х годов, Тюмень в то время была значительно меньше, чем сейчас. Наш герой решил пройтись по знакомому району в поисках работы. Первое место, куда он зашел, стал Дворец пионеров.

«Как зашел я туда 4 января 1982 года, так и остался, - прокомментировал герой. - Директором тогда была Лариса Анатольевна Криванкова, она сразу приняла меня в коллектив. Вот уже 40 лет прошло с того момента!»

Некоторое время Владимир Васильевич совмещал работу в «Пионере» с работой с ансамблем «Калинка», куда его вновь пригласили после возвращения из армии. Вместе с ансамблем он успел съездить в Индию, Непал, Чехославакию, а потом коллектив распался. Единственным местом работы нашего героя остался Дворец пионеров.
Вот уже много лет он является концертмейстером танцевального коллектива «Возрождение», работает в тандеме с руководителем ансамбля Верой Федоровной Куловой. Вместе с ребятами и девчатами он выступал в разных городах нашей страны, в том числе в Москве на сцене Кремлевского Дворца.

За годы работы он сыграл массу композиций, был задействован в сотнях танцевальных постановок, но есть у него и свои фавориты в репертуаре «Возрождения». Сейчас они находятся в архиве, но Владимир Васильевич очень надеется, что когда-нибудь ему удастся сыграть их снова. Самым любимым танцем для него остается хоровод «Из Сибири с любовью»: «Его раньше часто исполняли, в нем задействовано много танцоров. Он очень гармоничный и красивый. Еще мне нравились пляски в исполнении мальчишек, сейчас их, к сожалению, тоже не ставят».

Несмотря на то, что за 40 лет утекло много воды - поменялся коллектив Дворца, много раз обновлялся состав «Возрождения», происходили различные метаморфозы в истории страны, Владимир Васильевич все так же безусловно любит свою работу и свой «Пионер», который стал ему родным домом.

«Можно было бы и на залуженный отдых пойти, но что я там буду делать? Мне здесь хорошо! Люблю атмосферу творчества, люблю работать с детьми, люблю музыку. Мне нравится быть в постоянном движении, учить новые композиции, быть задействованным в концертах, быть причастным к прекрасному!».

Uz2QhraptdKsxxA-1LIlohrD9OYykQJsCc_6MuTz7a6qpVSijtAD-C6mDrlEN-avqVMd4cKYbGOvRdAmP-WbGJ2b.jpgpkTlgzEKZ9iijnuazq5uW5rNNEpj2-5hw8wrre6deoGbMUIM-6PpbiSaOSdusm6bDcEm8Mf6T2IOEcNy2hjTkyPd.jpg

Владимир Степанович Мокин

Руководитель изостудии Дворца пионеров, педагог с 46-летним стажем Владимир Степанович Мокин родился в Тюмени в 1938 году. Семья жила в большом двухэтажном доме недалеко от нынешнего центра города. У Владимира Степановича было ещё три родных брата – Альберт, Валерий и Анатолий.

Как и множество ребятишек послевоенного времени Владимир с гордостью носил красный пионерский галстук, позже вступил в комсомол. Учился в начальной школе №1, а затем в средней школе № 53. С удовольствием ходил в Дом пионеров, который располагался в то время в деревянном здании на улице Первомайской. Там он занимался столярным делом. «За время обучения сделал табурет и даже целый комод! За хорошую работу потом получил небольшое вознаграждение от учителя. Мне очень нравилось мастерить, я занимался усердно», – вспоминает наш герой.

Тягу к искусству маленький Володя почувствовал очень рано. Отчим Петр Григорьевич – художник-самоучка после войны много времени проводил за созданием картин и набросков, пристрастив тем самым к рисованию Альберта и Владимира. Старший брат первым отправился получать профильное образование в Нижний Тагил. Следуя его примеру, Владимир Степанович также поступил в Уральское художественно-промышленное училище прикладных искусств на специальность «Педагог по изобразительному искусству». Однако обучение пришлось прервать – Владимира призвали в ряды Советской армии. Он попал в танковый учебный батальон и должен был стать командиром танка.

Служба проходила на территории Белоруссии в Полоцке. Тогда солдаты-срочники служили три года, но Владимир Мокин демобилизовался на полгода позже: «Когда настало время отправляться домой, возникла напряженная политическая обстановка и нас оставили в части. Командование занималось новым призывом, а мы были на послаблении». Во время службы старшина разглядел талант солдата и активно его использовал. Владимир Степанович нарисовал копию картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору», занимался оформительской работой. Это была отличная школа жизни.

После пятилетнего обучения и возвращения в Тюмень наш герой бросил все силы на поиски работы. К счастью, они были недолгими. Всего в паре кварталов находилось великолепное здание Дворца пионеров, в котором располагалось множество кружков. В то время директором учреждения была Лилия Ильинична Харина, которая сразу взяла молодого педагога «в оборот». Спустя некоторое время, у Владимира Степановича уже было 5 групп ребятишек. Занятия были разнообразные. Дети изучали графику, живопись, композицию. Большое внимание наставник уделал скульптуре. Мальчишки и девчонки старательно лепили разнообразные формы, учились чувствовать фактуру материала.

Вначале занятия проходили на втором этаже, а позже студия переехала на первый. Спустя много лет, в этом кабинете, все также, мальчики и девочки познают азы художественного мастерства в студии изобразительного искусства «Фантазия».

Во время работы во Дворце Владимир Мокин занимался живописью и графикой, писал натюрморты и портреты с натуры, но личных выставок у Владимира Степановича не было. Основой работы была педагогика, все силы уходили на работу с детьми. Студия постоянно участвовала в городских, всесоюзных и международных выставках, ребята получали множество наград, дипломов. Когда позволяла погода, педагог водил воспитанников на пленэры по старому городищу, где они рисовали «постаревшее сердце Тюмени» -  морщинистые дома, волнистые улочки, заросшие лопухами заборы, вековые, шумливые тополя, размытый лог реки Тюменки. Для создания особого колорита Мокин купил на базаре саженцы рябины и посадил рядом со своим домом, а позже водил туда детей «на этюды». Очень тепло отмечали праздники и дни рождения воспитанников. Чаепития проходили с настоящим самоваром и свечами. «Мне очень хотелось привить детям любовь к старине и доброе отношение друг к другу», - вспоминает Владимир Степанович.

Помимо преподавательской деятельности он занимался художественным оформлением Дворца. Стенгазеты, стенды, праздничное убранство ложились на плечи Мокина: «Это требовало немалых сил и времени, поэтому вкалывали с утра до ночи!»

В то время коллектив Дворца пионеров делал много совместных полезных дел. С энтузиазмом брались за работу! Любая задача была по плечу! «Помню, однажды, все вместе пошли на субботник – наводить порядок во внутреннем дворе. Я убирал снег и в сугробе нашел кожаное портмоне. До сих пор оно служит мне верой и правдой по прямому назначению! Для меня это настоящая реликвия! Я храню его, как зеницу ока!» - с восторгом делится наш герой, показывая потертый кошелек.

Перед началом капитального ремонта Дворца пионеров в середине 2000-х годов изостудия Владимира Степановича переехала в здание Областной станции юных техников, которая вошла в состав «Пионера».  Обратно в отремонтированное здание Владимир Степанович уже не вернулся, а отправился на заслуженный отдых, отдав любимому делу более 45 лет своей жизни.

До сих пор Владимир Степанович живет в родительском доме. К сожалению, сейчас времени на творчество совсем нет. Большой дом, огород требуют много внимания. Забот у Владимира Степановича хватает: все надо привести в порядок, отремонтировать, вовремя посадить, убрать, облагородить.

Прошло много лет, а педагог хранит рисунки своих воспитанников и гипсовые скульптуры, как напоминание о светлых годах работы во Дворце пионеров.

Сегодня в изостудии Дворца работает три педагога. Одна из них Анастасия Гололобова. Она была воспитанницей Владимира Степановича Мокина.  Анастасия Николаевна поддерживает теплые отношения со своим первым наставником. У художников множество совместных планов: организация выставки рисунков воспитанников прошлых лет, которые сохранились у Владимира Степановича, и работ действующих воспитанников студии, а также совместные пленэры на старом городище. 

c9pWhALWLEDb5ztdDqT0JOXaJetPmTM4zi6tt9llrgtN9CSbzgL7iZrMeHpfMPUz5oEfeFFf6bnW74k3yzI0xKys.jpg