Свято-Троицкий монастырь - детище Петра
Школьный образовательный туристский маршрут
для внесения в реестр
Название школьного образовательного туристского маршрута |
«Монастырь св. Троицы − детище Петра» (историко-культурное объект фелерального значения, возведенный при содействии Петра I епископом Русской церкви, с 1702 г. митрополитом Сибирским и Тобольским Филофеем Лещинским, канонизированным как святитель). |
Ресурсы о регионе и районе маршрута |
В июле 1705 г. в результате большого пожара сгорела почти вся Тюмень, кроме острога и первой каменной Благовещенской церкви. В том числе сгорела единственная монастырская Спасо-Преображенская церковь. Тюмень не входила в число городов, где предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году митрополит Филофей Лещинский ходатайствовал перед Петром I о разрешении построить в тюменском Преображенском монастыре «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь» и таковое получил.
Каменная соборная церковь монастыря, основанного в 1616 г. как Преображенский, возводилась в 1708—1715 годах, из них последние 4 года под непосредственным наблюдением Ф. Лещинского, который оставил митрополичью кафедру, принял схиму и жил в монастыре. Наконец, 3 июня 1715 года церковь была освящена как Троицкая, по ней монастырь стал называться Троицким. Церковь стала третьим каменным строением Тюмени после каменных амбаров для казны (1702 год) и Благовещенской соборной церкви (1704 год).
Несмотря на то, что указом от 9 декабря 1714 года каменное строительство было запрещено везде, кроме Санкт-Петербурга, вернувшийся в 1715 году на кафедру митрополит Филофей смог устроить строительство в 1717 году на территории монастыря небольшой двуглавой церкви Зосимы и Савватия (Сорока мучеников).
Запрет на каменное строительство в России был снят в 1722 г., в связи с чем Ф. Лещинский добился разрешения на строительство церкви апостолов Петра и Павла. Возведение началось в 1726 г., но после смерти митрополита строительство затормозилось и продлилось до 1755 г.. Строительство настоятельского корпуса и каменных стен осуществлялось так же неспешно, в 1724—1739 годах.
В 1761 г. при монастыре основана латинская школа. На плане 1766 г. впервые обозначен Дунькин сад. По «Духовным штатам» от 26 февраля (8 марта) 1764 г. монастырь отнесён к низшему, III-му классу. В 1842 г. в городе произошёл сильный пожар, в котором Петропавловская церковь с колокольней «пострадали так, что кроме каменных стен ничего в них не осталось». Последовавший в 1851—1853 годах ремонт внёс некоторые изменения в облик церкви. В опубликованном в 1862 году «Описании Западной Сибири» отбывавший сибирскую ссылку Ипполит Завалишин назвал монастырь лучшим в Сибири после иркутского Вознесенского и Иннокентьевского монастыря.
|
Предполагаемая целевая аудитория |
Учащиеся 5-11 классов, возможно, совместно с родителями |
Сезон |
Круглый год
|
Ключевые направления |
#История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный_туризм #Профессия #Родной край #Наследие #Герои # Отечество #Исследователи #Будущее #Культура |
Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы
Возможные образовательные и воспитательные эффекты |
|
Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки
|
|
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Доступность только в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором), при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки
|
Продолжительность маршрута |
1 (один) день (2 астрономических часа в зависимости от состава группы) |
Протяженность маршрута |
Экскурсия носит пеший характер, учитывая необходимость знакомства с объектами отстоящими друг от друга на расстоянии до 0.5 км. При необходимости можно расширить и продолжить маршрут за счет иных объектов историко-культурного значения: мраморный памятный знак естествоиспытателю Г.В. Стеллеру, похороненному у монастырской стены (могила утрачена; памятный знак (установлен в 2008 г.); памятник святителю Филофею Лещинскому архитектора А.Ф. Медведева (возведен в 2007 г.) около монастыря и др. Это займет еще один астрономический час
|
Пункты, через которые проходит маршрут
Объекты показа |
Сегодня ансамбль религиозной архитектуры Свято-Троицкого монастыря Тюмени ограничивается двумя храмами. Впрочем, такая немногочисленность где-то пошла на пользу обители: обе действительных церкви привечают посетителей особой атмосферой и могут похвастать пышным декором. Эти сохранившиеся оригинальные памятники федерального значения, относящиеся к каменному зодчеству, и являются объектами осмотра:
1.Троицкий собор (кубический храм) 1715 г. Постройки. Его стройный белоснежный силуэт увенчан 5 позолоченными главками, а в облике строгость русского стиля сочетается с пышным декором барокко — комбинация, давшая начало особому стилю «украинского барокко». Внутри еще продолжается реставрация, однако здесь уже можно полюбоваться некоторыми восстановленными настенными фресками. В числе соборных святынь — крест с частицей Животворящего креста Господня, иконы святых Иоанна и Гермогена Тобольских с частицами их мощей и Иерусалимская икона Божией Матери.
2.Крестообразная в плане церковь Петра и Павла — уютный храм, построенный в 1755 г. с характерной шатровой колокольней допетровских времен. Его интерьеры также не могут похвастать пышным убранством, однако здесь стоит обратить внимание на аккуратный и торжественный двухъярусный иконостас.
3. Монастырская ограда 1741 г. постройки.
Сотовая связь и Wi-Fi возможны круглосуточно.
|
Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные |
Цели: популяризация природного, нематериального и материального историко-культурного наследия, связанного с возведением и функционированием комплекса одного из двух крупнейших мужских монастырей Сибири, биографии Ф. Лещинского с целью воспитания патриотизма, национальной гордости и толерантности, развитие туристического потенциала, повышение доступности информации о достопримечательностях родного края.
Задачи:
1.Актуализация и расширение знаний и опыта, полученных учащимися на занятиях в рамках освоения школьных общеобразовательных программ посредством выявления, позиционирования и продвижения информации об уникальных объектах населённого пункта.
2.Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся через привлечение молодежи к популяризации истории и достопримечательностей малой Родины.
По мере прохождения маршрута предполагается наблюдение, фиксация и описание краеведческого экспедиционного материала, осуществление фото- и видеосъемки (при проведении проектных, исследовательских работ, углубленном изучении предметных областей). По прошествии экскурсионного дня возможны итоговые беседы, дискуссии хронологического или тематического содержания о тех или иных исторических событиях, биографиях местных купцов и пр., пребывании детей блокадного Ленинграда, ценных экспонатах единственного историко-этнографического музея Тюменской области, посвященного культуре и быту сибирских татар.
|
Дополнительные условия
|
Предполагают:
|
Карта маршрута (см. приложение) |