Цвет:AAAПоискОбычная версия сайта
г. Тюмень, ул. Челюскинцев, 46
68 93 91приемная
20-20-84, 68-93-97учебный отдел
Thingy
Quick up
Feedback ball 2 Оставить нам сообщение
Если у Вас возникли вопросы, оставьте, пожалуйста, сообщение. Мы обязательно свяжемся с Вами!
Отправить Закрыть
Спасибо, ваше сообщение отправлено

Правила приема и рассмотрения электронных обращений граждан

Просим Вас внимательно ознакомиться с Правилами приема и рассмотрения электронных обращений граждан в ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер».

Официальный сайт обеспечивает возможность дистанционного обращения граждан в Центр дополнительного образования по вопросам, входящим в его компетенцию.

  1. Обращения граждан, направленные в электронном виде через официальный сайт Учреждения, обрабатываются Управлением информационно, аналитической работы и связей с общественностью.
  2. Обращения граждан, поступившие в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством, не позднее чем в трехдневный срок регистрируются и рассматриваются в структурных подразделениях.
  3. Ответ на обращение, поступившее в электронном виде, направляется по адресу электронной почты, указанному в обращениии.
  4. Основаниями для отказа в рассмотрении обращения, поступившего в электронном виде, являются:
    • отсутствие адреса для ответа;
    • поступление нескольких дубликатов уже принятого электронного сообщения в течение рабочего дня;

Политика в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных в информационных системах ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер»

Новости

Px712 image

Ныряльщики у погибшего катера

25.05.2018 06:03

Шесть из Тюмени

«Большой десант» — так называется действующая в Крыму международная подводная поисковая экспедиция. Нынче в ней впервые участвовали тюменцы. Нашу команду составили педагоги отделения специальной и прикладной подготовки дворца «Пионер» и колледжа водного транспорта. Это Eкатерина Зиалхакова, Андрей Антонов, Валерий Осадчук, Алексей Кубасов, Алексей Деменков и возглавивший группу Олег Денисов (он заведует упомянутым отделением, а также руководит военно-патриотическим клубом «Барс»).



Они хотели увидеть многое, но прежде всего — затонувший торпедный катер, изготовленный на Тюменском судостроительном заводе. И погибший в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции 1943 года.

В минувший вторник в «Барсе» на проезде Геологоразведчиков собрались не все из них — день рабочий. А основным рассказчиком выступил старший в команде.

— Было несколько экспедиций специалистов-историков, и одна из них, краснодарская, сделала эту находку, — говорит Олег Денисов. — И подняла наверх закладную табличку, прикрепленную к судну на заводе. Мы получили информацию — где катер, как к нему идти, в каком он состоянии — от организатора «Большого десанта», крымского историко-культурного объединения «Батарея 29 БИС». Прилетели в Крым по их приглашению. Сама инициатива нас туда направить принадлежит представителям фракции «Eдиная Россия» в областной Думе, Салмину Алексею Павловичу и Артюхову Андрею Викторовичу, которые возглавляют оргкомитет партийного проекта «Оружие Победы». Ранее они ознакомились с собранными материалами в Краснодаре. И привезли в Тюмень эту табличку и некоторые из вещей, обнаруженных на катере.

Экспедиция работала с 27 апреля по 6 мая. В поселке Героевское, бывшем Эльтигене, собралось около полусотни поисковиков из России, Украины, Венгрии, Эстонии. Самый неподготовленный в нашей группе — это я, начинающий дайвер (смеется). Остальные — профессиональные водолазы. Тяжелого снаряжения не понадобилось, глубины в проливе были от трех до 14 метров. Использовали сухие гидрокостюмы, потому что вода была прохладной.

Туман налетел только однажды

— День обычно строился так, — продолжает Денисов. — После завтрака выдвигались на берег. Там, в соответствии с планом, кто и где погружается, перебрасывали снаряжение на суда. С дайверами работали бронекатер и тральщик, переделанный из старого рыболовецкого судна, стилизованный под реальный боевой корабль Великой Отечественной.

— Разве что двигатель стоит современный, — продолжает тему Андрей Антонов. — А снаружи один в один. Утром выходили в море на резиновых лодках, шли до этих судов — и далее, в заданный квадрат. У нас были координаты объекта, но нужно было еще найти его. На что уходило от 20 до 40 минут, а иногда и час. Потом начинали работать, обследовали сам объект — судно или самолет.

— А сколько времени проводили под водой?

— Это в зависимости от того, какой день выпадал, — подключается к разговору Eкатерина Зиалхакова (единственная в нашей области женщина-водолаз, обладательница президентского гранта, благодаря чему это отделение «Пионера» пополнило арсенал специального снаряжения). — Запас сжатого воздуха позволяет пробыть на глубине от 40 минут до одного часа 20 минут. А когда занимались гидроразмывом, очищали какой-то объект, то требовалось, конечно, больше. А вообще мы тут были не самые бедные. Взяли с собой четыре комплекта снаряжения.

И с погодой все было нормально. Только раз со стороны Тамани надвинулся туман. Дайверы уже были под водой. Те, кто оставался на судне, встревожились: всплывут ребята, а судна не увидят. Но обошлось. Никто не потерялся.

Разорванный катер и пушка от штурмовика

— Знаю, что тюменский катер нашли разбитым.

— Да, это так, — подтверждает Антонов. — У истории гибели этого катера есть несколько версий. Одна из них — подорвался на мине. Он лежит в достаточно глубоком месте пролива. Поблизости находится якорная стоянка больших современных кораблей, океанских в том числе. Вот они-то якорями разбили почти все, что осталось от катера. Он разорван на три части.

Конечно, что-то нашли. Небольшие детали — например, патрубки. А еще коробку от пулемета ДШК, похоже, полную, с патронной лентой. Eе не стали поднимать — к тому времени воздух в баллонах почти кончился, и надо было подниматься.

В другом месте, тоже по предварительным координатам, наткнулись на еще одно суденышко, похожее на наше. В первый день посчитали его мотоботом, во второй — десантным ботом, а позже определили, наконец, что это тоже торпедный катер. Там даже был пулемет ДШК. Eго подняли наверх, но уже не мы.

— Свою лепту, считаю, мы внесли, — вновь берет слово Олег Денисов. — Благодаря нашей подводной съемке матерые поисковики «Большого десанта» сделали важные находки. А уже дома мы передали пресс-службе «Eдиной России» 19 гигабайт фото- и видеоматериалов. Полагаю, все это будет востребовано.

— А какие еще были поиски и приключения в Керченском проливе?

— Не рассказать ли вам об авиационной пушке? — теперь уже спрашивает Олег Николаевич. — Для нас это предмет определенной гордости. В первый день экспедиции, когда погружались украинцы, им поставили задачу обследовать плоскость лежавшего на дне штурмовика Ил-2. И узнать, не осталось ли вооружения. Ил, видимо, при падении разрушился — других частей фюзеляжа поблизости не было. Лежал кверху ногами — колесо шасси торчало над останками самолета. Так вот, украинцы оружия не нашли. А мы пошли туда на следующий день и нащупали пушку, точнее, ее казенную часть. Задействовали 30летний водолазный опыт Валерия Ивановича Осадчука (преподавателя колледжа водного транспорта — В.Т.), соорудили помпу. Осадчук руководил гидроразмывом. Очистили пушку полностью, и в последний день наиболее опытные люди с помощью инструмента подняли ее. Пойдет в музей «Большого десанта» на той самой батарее 29 БИС.


Все это когда-то служило на войне.

Конечно, мы не все время проводили в воде и около нее. Побывали у мемориала павшим воинам в Героевском. Смотрели, фотографировались, снимали на видео. Тихое местечко! Спит в ожидании курортного сезона. Большинство магазинов закрыто до июня. Куры ходят. Все сонное такое, еще не летнее. И очень трудно представить, как в 43-м тут все гремело и стреляло, и самолеты с неба падали, и баржи взлетали на минах. Мы, кстати, погружались на одну, немецкую баржу, так ее взрывом перевернуло. Так и лежит килем вверх. Что тут творилось! Из нашего времени выглядит просто нереально. Но у мемориала и там, на дне пролива, понимаешь: все было на самом деле. Битва. Битва за Керчь, которую тогда наши так и не взяли. Освободили только в 44-м.

На катере случайно попался на глаза ржавый штык (вот он, на нашем столе). Вопрос не в штыке, а в том, какие мысли и чувства он будит. Когда сидишь в лодке, и тебя вот так (показывает руками силу качки) «мотыляет» по волнам, то начинаешь думать. Был ноябрь 1943-го, десант продвигался к цели. И до берега метров триста. Что стало с человеком, наверняка бойцом десанта, которому принадлежал штык? Доплыл ли он до берега? Ведь еще и катер горел — вы видели привезенные нами спекшиеся комки алюминия. Там все дно усыпано ими. Катера были бензиновые, и горели как свечки.

Продолжение следует?

— Обязательно, — подтверждает Денисов. — Тюменский судостроительный выпустил много катеров, и они ходили по разным морям и океанам. Думаю, наша задача состоит в том, чтобы найти тот катер, что находится в удовлетворительном состоянии. Найти не с целью его поднять, а чтобы мы могли ежегодно вывозить туда наших ребят. Чтобы лучшие из них могли к этому катеру погружаться. Прикасаться к военной истории, чувствовать, видеть не в кино и не на картинке. Пропустить через себя.

— Известно о трех тюменских катерах, которые до своей гибели воевали в Керченском проливе, — дополняет рассказ еще один участник поездки, Алексей Кубасов. — К первому мы спускались. Второй был потоплен немецкой авиацией на косе Чушка — впоследствии его подняли. А третий ищут до сих пор. Но рано или поздно найдут и его.


ИсточникТюменский курьер.