Областной центр эстетического воспитания

Людмила Леонидовна Дунькова

Педагог студии «Живая глина» Людмила Леонидовна Дунькова родилась в Тюмени в поселке ДОК. С самых первых классов начальной школы она пришла заниматься в Дом пионеров в художественную студию Владимира Степановича Мокина. Это был примерно 1977-78гг.

«Чудесная была изостудия, мне очень нравилось ходить туда, рисовать, слушать педагога! Владимир Степанович был чудесный преподаватель, он влюблял нас, мальчишек и девчонок, в искусство. Можно сказать, благодаря ему я пошла по жизни дорогой творчества, - вспоминает героиня. – Помимо основных занятий по ИЗО, мы, пионеры, регулярно участвовали в субботниках, чистили двор вместе с нашим любимым Владимиром Степановичем, другими ребятами и педагогами. И это нам тоже нравилось! В школе собирали макулатуру, металлолом. Без дела не сидели!»

В 12 лет Людмила Леонидовна уже точно знала, что хочет связать свою жизнь с искусством, а формат студии, где она занималась в «Пионере», не мог дать такого уровня подготовки. Поэтому она продолжила обучение в художественной школе, ныне им. А.П. Митинского.
После окончания школы в 1986 году она поступила в Абрамцевское художественно-промышленном училище им. В. М. Васнецова в Подмосковье (г. Ходьково).

«Я мечтала туда поступить и не могла поверить, что сделала это! Вдохновили меня на этот шаг преподаватели из художественной школы. Они сами были недавние выпускники Абрамцевского училища. Своими рассказами меня вдохновили. Я поступила на отделение художественной керамики», - поделилась Людмила Леонидовна.
Там уже она познакомилась с будущим мужем Иваном Васильевичем Дуньковым – художником по глине. Уже на тот момент он выставлял свои коллекции в разных музеях. После училища вместе с мужем они уехали в город Скопин Рязанской области, где работали на фабрике художественной керамики.

«Скопин - это второй по значимости керамический промысел в России после Гжеля. Если керамика гжель - это по большей части роспись, то скопин – это форма, диковинные сосуды, вытянутые на гончарном круге», - пояснила героиня.

В Скопине она почувствовала тягу к работе с детьми. Ходила по школам в поисках вакансии учителя рисования, но не нашла. Тогда было принято решение переехать на Родину и попробовать себя на педагогическом поприще здесь. В Тюмени она быстро нашла работу в школе №57, отработав почти полный учебный год перешла работать к мужу на частное производство сувенирной продукции.

Это была первая половина 90-х годов период нестабильности. Предприятие, на котором они работали, стало разваливаться, тогда Людмила Леонидовна по совету знакомой в 1995 году пришла работать мастером керамистом в Областной центр эстетического воспитания детей, который находился недалеко от дома на улице Уральской.
В то время в Тюмени проходили ежегодные областные выставки декоративно-прикладного искусства. В первый же раз, когда ее воспитанники выставили там свои работы, они собрали целую пачку дипломов. Это заметило и высоко отметило руководство.

Как и для всей страны, так и для Людмилы Леонидовны 90-е годы были периодом нестабильности и поисков себя. Работа в эстетическом центре нравилась, все получалось, но смятения в душе не давали покоя. Отработав год, она уволилась, несмотря на уговоры директора Светланы Яковлевны Пасынковой (директор) и завуча Светланы Григорьевны Александровой.

«Я была уверена, если мне судьба работать здесь, то это место меня дождется. Так и получилось! В 1997 году я вернулась в Областной центр эстетического воспитания детей в должности заведующей отделом по декоративно-прикладному творчеству. На полставки продолжила работать педагогом. Тогда уже в Центре работала вокальная студия Ольги Садковой, чуть позже пришла цирковая династия Непочатых. На базе Центра занимался знаменитый хор «Калинка», хореографические коллективы, были кружки рисования, швейная мастерская. Коллектив был небольшим, но очень дружным», - вспоминает Людмила Леонидовна.

Работая заведующей, наша героиня решила, что на руководящей должности ей необходимо высшее образование и в 2000 году она поступила в ТГИК. Училась 5 лет, параллельно работала.
«В 2004 года наш Центр расформировали. Часть подразделений перевели в «Пионер», часть в ДК «Геолог», который в конечном счете тоже присоединили к «Пионеру». Моя студия «Живая глина» сразу попала в «Пионер» в корпус на Геологоразведчиков. Самые увлеченные ребята, которые занимались в студии в эстетическом центре, перешли вместе со мной», - отметила педагог.

Несколько лет студия работала без своей печи, на обжиг работы возили в Институт культуры, где работал Иван Васильевич Дуньков. В 2007 году на 10-летие «Живой глины» руководство подарило печь, что значительно облегчило работу. Потом появился и гончарный круг.
И сегодня студия по-прежнему занимается на Геологоразведчиков, 6а. Все также там всегда многолюдно. Дети с удовольствием посещают занятия Людмилы Леонидовны. Есть среди выпускников и свои звездочки. 12 лет занималась в студии Виктория Семиренская, ныне педагог художественной школы при Институте культуры, руководитель проекта «Краски жизни». Выпускницы Хеда Саратова и Аня Афанасьева стали фотохудожниками.

Ребята регулярно выставляют свои работы на выставках, участвуют в различных конкурсах, фестивалях. Одним из последних достижений стало 3-е место Дарьи Давыдовой на всероссийском конкурсе народных мастеров и промыслов «Данилушка».

T7Ak1QJzd_kQrjF35MKDnS5-tUUnhm9FrpIRCqj4RhdL1s8rSBeOISCdUff51NHgU0aMXn_kbEM8Gfr8DE0jMBJ1.jpgSxNelS0FULATn5e89rfnUrIF1cXnHbiR85VE1Kgj9Bm8lbnUqDbaGS1rsmpdwXsIzIgtdmmnKU4hq9QutjpiicGZ.jpg


Евгения Леонидовна Петрова (Скипина)

Евгения Леонидовна Петрова родилась недалеко от Тюмени в небольшом городке Ишиме. Как и все ребятишки была творческим и увлеченным ребенком. С самого детства обладала большим воображением, которое с помощью игр и сказок старательно развивал ее отец.

«Папа сыграл большую роль в моем становлении, старался реализовать любую мою идею. Когда захотела заниматься рисованием он привозил из московских командировок карандаши, альбомы, краски, этюдники, книги по искусству. В то время это был дефицит. Однажды он привез набор пастели из 540 мелков, который до сих пор жив. Вместе с ним мы ездили в Ленинград, ходили в музеи», - вспоминает Евгения Леонидовна.

Родители понимали, что в семье растет творческий ребенок и отдали дочь в музыкальную школу. Однако отношения с учительницей не сложились, и маленькая Женя начала попросту сбегать с занятий. Дома она говорила, что идет в школу, а сама гуляла по берегу реки. В одну из таких прогулок девочка встретила группу ребятишек, которые рисовали окрестные пейзажи. Это были воспитанники местной изостудии. Любопытство взяло верх, она подошла и присоединилась к ним. Педагог Григорий Иванович Шарапов, увидев набросок Евгении Леонидовны, предложил ей прийти в Дом пионеров на занятия. Сказано – сделано! Так началось обучение ремеслу, которое стало делом всей жизни.

«Родители так и оставались в неведении, не знали, что я посещаю студию, думали я занимаюсь музыкой. Однажды, к нам домой пришла учительница из музыкальной школы, чтобы узнать не заболела ли я. Пришлось во всем признаться. Папа наведался в изостудию, и Григорий Иванович убедил его предоставить мне выбор», - поделилась наша героиня.

К окончанию средней школы нужно было определиться с выбором ВУЗа и Евгения Леонидовна вместо Москвы и Ленинграда выбрала Омск, чем немало удивила своего педагога. В планах было поступление в пединститут, но абитуриентка узнала, что в политехническом вузе есть полиграфический факультет и передумала. Евгения Леонидовна предположила, что на полиграфическом отделении обучают книжной графике. Оказалось, что там выпускают только механиков и техников: «Буду технологом - решила я и сдала экзамены на механика. Со второго курса параллельно училась на художника-оформителя. Уже на пятом курсе состоялась моя первая персональная выставка!»

После окончания вуза по распределению она уехала в Краснодар, работала в типографии. Но вскоре попросилась переводом в Тюмень, поближе к родным. Попала в издательство Дома печати, вышла замуж. Будущий супруг работал там же, рисовал для газет. Евгения Леонидовна рисовала дома, иногда оформляла книжки, у нее были выставки в Москве, Питере, Южно-Сахалинске, Краснодаре, Ишиме и, конечно же, в Тюмени. Несмотря на то, что по мужу она стала Петровой, всегда выставлялась под родовой фамилией Скипина.

«В 1990 году я поняла, что устала стоять у кульмана и делать чертежи. Как раз мне предложили вести занятия с детьми в новом реабилитационном центре «Крепыш». Первые два года работала с дошколятами. Потом в составе центра открылся лицей, в мою студию ходили ребята самых разных возрастов", - поделилась своей трудовой биографией педагог.

В «Крепыше» к Евгении Леонидовне ходила на занятия девочка - Надя Шишкина. С занятий воспитанницу забирала бабушка и все время с интересом наблюдала за работой педагога. Это была директор Областного центра эстетического воспитания детей. Спустя какое-то время она предложила Петровой работу в центре. После долгих раздумий Евгения Леонидовна стала совместителем на новом месте. «Центр был небольшой, но очень дружный. Мы все горели творчеством! Директор не ставила в работе жестких рамок. Все было гибко. Мы имели возможность на ходу переформатировать работу, ввести что-то новое. Дети приходили, когда им удобно, главным условием было посетить занятие раз в неделю. Группы были разновозрастные», - вспоминает Евгения Леонидовна.

После реорганизации Областного центра эстетического воспитания детей эти принципы работы легли в основу деятельности художественной студии «Фантазия» во Дворце творчества и спорта «Пионер».

В 2005 году Центр присоединили к «Пионеру». Переход был достаточно сложным. Приходилось несколько раз переезжать с места на место. Здание Дворца находилось на ремонте и первое время студия занимались на Геологоразведчиков, 6а. Потом дети и педагоги переехали в здание Областного дворца молодежи «Геолог», но вскоре и его закрыли на реконструкцию. Некоторое время работали в здании общеобразовательной школы, ну а потом справили новоселье в отремонтированном здании «Пионера».

Во время работы в Областном центре эстетического воспитания детей студию посещали порядка 40 детей, сейчас эта цифра выросла почти в три раза! «Теперь на занятия приходят до 30 человек одновременно: и малыши, и подростки, и ребята постарше. Задания им определяю разные, с учётом возраста, развития и таланта. Каждому при этом надо дать подсказку, уделить внимание. Словом, голова у меня всегда в работе! С детьми постоянно обмениваюсь фантазиями. Раньше, придя домой, я валилась с ног от усталости. А сейчас полна сил!», - делится педагог.

Бывшие воспитанники не забывают любимого наставника. Кто-то сейчас живет в Америке, Италии и других странах. Есть и те, кто стали профессиональными художниками, двое окончили архитектурный ВУЗ в Москве. А кто-то из бывших воспитанников приводит в студию уже своих детей.

YWM3vlouDoOLfAmmuIG1p_5I4PAImf2usDpgRQ5ud_f7IZTUBSafo_WRD4zvQPb3iTSYUdpLQfCZrbI894RQYUlQ.jpgnJxZ_80rsL0Tv2-sIZSsdtnBnH4TCXrbsutDDhGm6m9sH884fO9-Ug3BpoWz7YgH1V9fBAQp5xo2GyS86A68NPaF.jpg