#Пионеры72: Владимир Павлович Кипер

15 апреля 2022

Продолжаем знакомиться с историями сотрудников Дворца творчества и спорта «Пионер», которые работали в его структурных подразделениях в советское время. Сегодня расскажем о руководителе Центра технических видов спорта Владимире Павловиче Кипере, который в восьмилетнем возрасте пришел в Тюменскую областную станцию юных техников и до сих пор остается верен любимому делу.

В 1970 году семья Кипер переехала в новую квартиру на проезде Геологоразведчиков. В то время соседи жили дружно, ребятишки все время вместе играли, гуляли, постоянно искали увлекательные занятия. Однажды соседская девочка рассказала нашему герою, что она занимается в Станции юных техников, которая находится неподалёку от дома. Друзья отправились на экскурсию и попали в удивительный мир технического моделирования.

Большое знание с просторными, великолепно оснащенными лабораториями, произвело большое впечатление на восьмилетнего мальчика. Первым педагогом Владимира Кипера стала Вера Сергеевна Истомина. Занимаясь начальным техническим моделированием, ребята быстро приобретали навыки выпиливания, выжигания и конструирования. Построение простейших поделок очень увлекало мальчишек и девчонок.

Изучив основы технического моделирования, Владимир Кипер решил попробовать свои силы в судомодельном кружке, и не прогадал! Уже через месяц занятий юный техник принимал участие в соревнованиях. За несколько лет посещения станции Владимир Павлович сменил несколько объединений, но настоящим пристрастием стало автомоделирование! Однажды, попав на урок к Владимиру Григорьевичу Огибенину, наш герой навсегда определился с любимым направлением.

«Мы с другом зашли на третий этаж станции. В автомобильной лаборатории только начался урок. Педагог рассказывал про гоночные модели автомобилей, про лабораторию и автомобильный спорт. Мы с слушали, открыв рты и больше не ушли! Я начал усердно заниматься и через год, в 1976 году, построил модель аэромобиля, с которой занял первое место в областных соревнованиях. Эта победа подарила мне путевку в сборную региона и возможность показать себя на первенстве страны, где я одержал победу!» - вспоминает Владимир Павлович.

В то время за заслуги такого уровня детей поощряли поездками в оздоровительные лагеря. Благодаря усердным занятиям Владимир Кипер получил путевку в легендарный «Орлёнок».

Шли годы, но наш герой оставался преданным любимому делу. Когда пришла пора определяться с будущей профессией, выбор был очевиден. Детское увлечение определило профессиональную ориентацию и после восьмого класса Владимир Павлович поступил в Городское профессиональное техническое училище (ныне Многопрофильный колледж ТИУ) на слесаря-инструментальщика, а позже прошел обучение в Тюменском индустриальном институте.

«В этот же год, несмотря на 16-летний возраст, Владимир Григорьевич Огибенин предложил мне вести занятия начального технического моделирования. Мы поделили его ставку и вели занятия вместе. Совместная работа приносила хорошие плоды. В 1987 я стал тренером сборной команды страны по автомодельному спорту, которая одержала победу на турнире социалистических стран. Тогда мне было 24 года», - вспоминает Владимир Павлович.

В 80-е годы тюменская школа технического творчества занимала ведущие позиции в стране. Областная столица зачастую принимала соревнования различного уровня, на которые съезжались десятки команд.

«В непростые для страны 90-е годы мы, как и все, столкнулись с различными сложностями. Но продолжали заниматься с детьми и даже не допускали мысли, чтобы прекратить обучение. Каждый год наша команда ездила на зимние соревнования. В России больше нет такой сборной, которая бы так же часто принимала участие в соревнованиях, имела столько наград и достижений», - поделился герой.

В тот период на станции сложился отличный профессиональный коллектив. Пришли талантливые педагоги, которые ранее занимались у Владимира Павловича: Андрей Самойленко и Константин Баутрушевич. Большую помощь в работе оказали соратники Владимира Кипера - Александр Мельников и Кирилл Курин, с которыми он когда-то вместе учился.

В начале 2000-х годов на базе Тюменской областной станции юных техников появился Центр технического творчества. В 2009 году Владимир Павлович был назначен руководителем.

К сожалению, с течением времени из 16 лабораторий, которые работали на станции, удалось сохранить только четыре: авто-, авиа-, судостроения и картинга.

«Техническое творчество - основа инженерного образования страны. Я понимал, если не будем прилагать усилия к сохранению и возрождению интереса к техническому творчеству у детей, то скоро столкнемся с деградацией: у нас не будет будущего, не будет конструкторов, не будет детей, заточенных на изобретения и конструирования, - подчеркнул Владимир Павлович. - Поэтому мы занялись написанием программы внедрения инновационных технологий в обучающий процесс. Благодаря этому в 2011 году родилось 3 новых современных лаборатории, где были установлены станки с ЧПУ, занимались 3-D моделированием и новыми цифровыми технологиями».

В 2017 году на базе нашего отделения был создан детский технопарк «Кванториум», частью которого стали новые лаборатории. В отделении технических видов спорта сохранились классические технические объединения авто-, авиа-, судостроения и картинга. Это привлекло новых воспитанников и педагогов.

«Самолётостроение и развитие космических технологий являются приоритетными для нашей страны, а значит необходимо большое количество профессионалов в этих отраслях. Все начинается с начального технического моделирования. Конструкторские задатки у детей закладываются в лабораториях авто-, авиа-, судомоделирования», - подытожил Владимир Кипер.

Наследием советского прошлого в Центре технических видов спорта является доброе, «родительское» отношение педагогов к воспитанникам. Внутри каждого объединения царит теплая, комфортная, семейная атмосфера. Занятия наполнены не только учебным процессом, но и внимательным отношением наставников к детям. Коллеги Владимира Павловича зачастую жертвуют своим личным временем, чтобы уделить внимание воспитанникам, всегда относятся к ученикам с пониманием, учитывают особенности и способности детей. Такой подход приносит свои плоды - среди воспитанников Центра есть чемпионы всероссийских и мировых состязаний, выпускники работают в крупных профильных компаниях и являются высококлассными специалистами.