В учреждениях дополнительного образования Тюменской области продолжается работа по внедрению моделей доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей, проживающих в сельской местности, а также модели сетевого сотрудничества организаций.

01 июня 2022
С февраля 2022 года в рамках региональной межведомственной проектной лаборатории под руководством старших методистов Регионального модельного центра дополнительного образования детей осуществляется работа в 3-х направлениях:

Разработка муниципальной модели доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (куратор Абрамович Наталья Валериевна);

Разработка муниципальной модели доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности (куратор Рыбицкая Анастасия Владимировна);

Разработка модели сетевого сотрудничества организаций и сетевой реализации образовательных программ (куратор Бугаева Олеся Николаевна).

Участниками межведомственной лаборатории являются директора, заместители руководителей, главные специалисты, методисты, педагоги дополнительного образования, инструкторы-методисты организаций дополнительного образования, а также представители органов муниципального управления, профессиональных сообществ, предприятий реального сектора экономики и другие.

Участники лаборатории из 15 учреждений дополнительного образования 6 муниципальных образований: Ишимского, Омутинского, Тюменского районов, Голышмановского городского округа, городов Тобольска и Тюмени приступили к разработке муниципальных моделей доступности на основе Региональной модели обеспечения доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Модель должна стать нормативным основанием для организации деятельности в соответствии с требованиями нормативных документов, представляющим собой комплексную систему педагогических и организационно-управленческих мер, направленных на повышение доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их успешное вовлечение в основные формы дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

С целью обеспечения на уровне региона равных возможностей для детей из сельской местности, удаленных территорий и городских детей, для формирования их жизненных стратегий, профориентации и успешной социализации разработан проект Региональной модели доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности и отдаленных территориях.

В проектировании Модели в рамках лаборатории принимают участие представители 7 муниципальных образований Тюменской области. Разработка этого документа обусловлена спецификой и особенностями оказания услуг в сфере дополнительного образования, а ее внедрение позволит создать условия для детей из сельской местности и отдаленных территорий получать качественные услуги дополнительного образования без ограничений.

Реализация Модели образовательными организациями при освоении обучающимися дополнительных общеобразовательных программ обусловлена наличием в учреждении разработанной нормативной правовой базы, созданием необходимых материально-технических условий и наличием высокопрофессионального кадрового состава.

В работе лаборатории по разработке муниципальной Модели сетевого сотрудничества организаций и сетевой реализации образовательных программ принимают участие представители 11 муниципальных образований Тюменской области: Абатского, Вагайского, Казанского, Нижнетавдинского, Сладковского, Тобольского, Тюменского, Юргинского, Ялуторовского районов, городов Ишима и Тюмени.

Сетевое взаимодействие обеспечивает доступность качественного дополнительного образования для всех категорий обучающихся, его вариативность, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.

Проектирование Модели осуществляется с учетом анализа необходимых ресурсов в образовательных организациях, организациях культуры и спорта на предмет оснащенности и достаточности инфраструктурных, материально-технических, кадровых и иных условий на территории муниципального образования. Большое значение имеют территориальные, демографические и социально-экономические особенности муниципального образования.

Главной целью формирования модели является создание сети заинтересованных партнёров в реализации программ дополнительного образования. В качестве сетевых партнеров могут выступать не только образовательные организации разного уровня, но и промышленные предприятия, представители бизнеса и негосударственного сектора экономики, общественных организаций и др. Установление взаимодействия будет способствовать появлению новых форм работы: сетевой проект, совместные образовательные программы, совместные событийные мероприятия и т.п. Сетевое взаимодействие предлагает взаимоотношения участников, основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, что также обеспечивает эффективность деятельности образовательной организации в достижении образовательных задач.

Для обеспечения эффективной работы старшими методистами РМЦ проведены ряд консультационных вебинаров для участников лаборатории, оказывается необходимая методическая помощь и поддержка. Согласно планам работы лаборатории, в августе 2022 года будут разработаны три модели доступности дополнительного образования, а в сентябре начнется реализация комплексных планов мероприятий по внедрению этих моделей на территории муниципальных образований Тюменской области.