Наставничество в дополнительном образовании
Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями которое позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставник помогает ребёнку поставить личную цель, формируется готовность к саморазвитию.
Наставляемый – ребёнок, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставническая деятельность – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Портфель наставника
Методические пособия (сборники):
- Методика наставничества
- Методический сборник Наставничество как процесс сопровождения детей
- Методическое пособие Организация деятельности муниципального координатора
- Оценка и масштабирование
Инструментарий для муниципальных кураторов наставнической деятельности:
Инструментарий для наставников:- Методические рекомендации
- Цели и задачи работы наставника
- Концепция наставничества
- Документация наставника
- Программа сопровождения подростка
- Диагностика семейной ситуации
- Социокарта
- Презентация «Портфель Наставника» (*ссылки активны)
Школа наставника
Вебинары:- Проект Наставничество
- Профилактика и коррекция буллинга
- Девиантное поведение
- Видеоматериалы обучающего вебинара «Портфель инструментов наставника»
- Концепции наставничества
- Программа наставничества «Плюс один» Ментори
- Методический инструментарий – Наставничество
- Наставничество методология и пути реализации обзор практик МО
- Наставничество методология и пути реализации Областной школы наставников
- Рабочая тетрадь первого дня Слета Наставников
- Рабочая тетрадь второго дня Слета Наставников
- Рабочая тетрадь третьего дня Слета Наставников
- Рабочая тетрадь Цикл работы наставника Слета Наставников
- Наставнику в помощь Слет Наставников
- Вектор развития института наставничества в сопровождении одаренных детей
- Векторы развития института наставничества и сопровождение проектных команд
- Векторы развития института наставничества в реальном секторе экономики
- Программа «Шлюмберже» в области развития образования
- Новая модель дополнительного образования
- Вектор развития института наставничества в сопровождении молодых людей с инвалидностью и ОВЗ
- Региональная система наставничества
- Векторы развития института наставничества в работе с волонтерами
- Видеоматериалы форсайт – сессии «Развитие института наставничества Тюменской области»
- Видеоматериалы интерактивной лекции «Последователь, созидатель, наставник: современные тренды осмысленного взаимодействия человека и общества»
Нормативно - правовые документы:
Акты Правительства Российской Федерации- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2020)
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 24.04.2020)
- Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 01.03.2020)
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ред. от 27.12.2019)
- Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239)
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ от 3 апреля 2012 г.)
- Приказ Минпросвещения России № 467 от 03.09.2019 «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей»
- Приказ Минобрнауки России № 134 от 24.02.2016 «Об утверждении перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества, обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Методические рекомендации Минобрнауки 03.04.2017 «О механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних»
- Закон Тюменской области 07.05.1998 № 24 «О защите прав ребенке» ( ред. от 17.12.2019)
- Закон Тюменской области от 06. 10.2000 № 205 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних защиты их прав в Тюменской области» (ред. от 28.09.2018)
- Закон Тюменской области от 25.12.2007 № 52 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Тюменской области» (ред от 13.02.2019)
- Постановление Губернатора области от 07.02.2002 № 32 «О дополнительных мерах по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в Тюменской области»
- Постановление Тюменской области от 12.12.2017 № 16/6-нл «О порядке формирования и ведения областного межведомственного банка данных семей и несовершеннолетних» группы особого внимания»
- Региональный проект Тюменской области «Успех каждого ребенка» (утв. 24 сентября 2019)
- Региональный проект «Социальная активность» федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование»
Областная школа наставников
- Положение Областной школы наставников 2019 год
- Положение Областной школы наставников 2020 год
- Положение Областной школы наставников 2021 год
- Положение Областной школы наставников 2022 год
- Положение о проведении Конкурсного отбора лучших наставников 2019
- Положение о проведении Конкурсного отбора лучших наставников 2020
- Положение о проведении Конкурсного отбора лучших наставников 2021
- Выписка из протокола конкурса наставников 2019
- Выписка из протокола конкурса наставников 2020
- Протокол заседания экспертной комиссии заочный этап 2021
- Протокол заседания экспертной комиссии 2021
Пул лучших наставников дополнительного образования Тюменской области 2021 год